Последние документы
Отчет по управлению МКД за 2022 год
Отчет по управлению МКД за 2021 год
Отчет по управлению МКД за 2020 год
ВАЖНО!!! Аварии труб и что нужно сделать
Внимание: Внизу статьи добавлены ссылки, дающие много полезной технической информации по проблеме!
Возвращаемся к нашей проблеме.
Необходимо провести профилактический ремонт полипропиленовых труб на отоплении и горячем водоснабжении во всех квартирах!
Подробно о проблеме и что нужно сделать:
В результате грубого нарушения подрядчиками технологии пайки полипропиленовых труб с внутренним армирующим слоем из алюминия при монтаже системы водопровода ГВС и отопления, третий год продолжаются аварии.
У нас в доме примерно около 250 стояков отопления и 125 горячего водоснабжения, общей протяженностью около 30,5 километров. Большая часть из полипропилена, объем приличный и без демонтажа труб определить дефективные участки сложно. Те у кого отопление в варианте со стальными трубами, не забывайте про трубы ГВС, которые во всем доме полипропиленовые.
Суть некачественного монтажа (не запаян алюминиевый слой) и возникающей в результате аварии изображена на рисунке.
Теплоноситель (желтым цветом) с высокой температурой и давлением, проходя по трубе, ударяется в ее многослойной торец. Т.к. в результате пайки труб с муфтами и тройниками монтажники, не владея технологией, ее нарушили, алюминиевый слой (синим цветом) остался незапаянным внутрь полипропилена, и находится в контакте с горячей жидкостью. Жидкость под высоким давлением непрерывно, месяцами и годами напролет, бьет прямо в торец трубы, постепенно размывая клей между слоями, проникает между ними. Наружный слой полипропилена – тонкий, выполняет в основном функцию защиты алюминия от коррозии. Внутренний слой толстый, обеспечивает непосредственно работу с жидкостью. А алюминий выполняет армирующую функцию, не давая при нагреве трубе слишком сильно увеличиваться в длине и изгибаться. Потому что сильный изгиб грозит нарушить места спайки элементов труб.
В результате этого процесса вода, рано или поздно, проникает между наружным тонким слоем полипропилена и слоем алюминиевой фольги, и начинает двигаться вдоль трубы, искать слабое место, формируя что то наподобие волдыря, вздутия. Найти это слабое место для нее – вопрос только времени. Затем внешний тонкий слой трескается/лопается и вода устремляется в квартиру.
Вначале аварии это выглядит так (видео по ссылке):
Если жилец оказался дома, то есть хороший шанс застать начало аварии и позвонить в диспетчерскую, вызвать слесаря. Вода выходит с некоторым шипением и услышать ее несложно. Слесарь отключит стояк и починит трубу. Если дома никого нет, то начинается затопление квартиры. Чем дольше горячая вода проходит через трещину, тем сильнее вскипают края трещины и отверстие увеличивается. В дальнейшем объем выходящей воды будет увеличиваться, масштабы аварии и ущерба расти.
Идеальным решением проблемы является замена полностью всей системы трубопровода ГВС и отопления в доме. Что, само собой, дорого и трудно. По сути – это уже капремонт.
Но есть способ относительно дешевый и достаточно эффективный. Не только устранить аварию, но и попытаться ее вообще предотвратить. Мы сейчас этот способ достаточно широко практикуем, и пока считаем, что есть вероятность продлить срок службы даже аварийных участков на годы, а может быть и дотянем до нормативных сроков службы.
Пока нет результатов длительного наблюдения, поэтому все это теория, основанная на практике применения 2-3 месяцев. Но везде где применен данный способ у нас, ситуация выглядит стабильно.
Конечно, аварийные участки нужно заменять, но наша задача сейчас не дать аварии произойти.
Поэтому берем обычные хомуты под диаметр трубы:
Для труб 20 мм берем хомут 16-27, для 25 мм – 20-32 и т.д. Главное брать хорошие качественные хомуты. Цена им в районе 17-20 рублей.
Далее делаем с трубами вот такое:
С каждой стороны от муфт и тройников на небольшом расстоянии (~5-10 мм) затягиваем хомут туго до предела, но без сверх усилий (чтоб хомут сильно не впивался в полипропилен). Некоторый отступ нужен от муфты, чтобы при температурном расширении самой муфты ее место спайки с трубой не было сжато хомутом. Так же рекомендуется накручивать хомуты на уже нагретые (расширенные) трубы, но не на холодные.
Можно даже два хомута подряд поставить винтами в разные стороны вот так:
Тогда обхват трубы будет еще надежней.
Таким образом, схематично с трубой происходит вот такое:
Внешний слой сильно прижат к алюминиевому слою и они вместе к внутреннему полипропиленовому толстому слою. Со стороны муфты расслоение возможно, но дойдя по очень тонкой щели до хомута – дальше воде пройти шансов нет. Вода не сможет разорвать хомут и увеличить пространство. Изнутри давление давит наружу, в свою очередь, прижимая внутренний слой к внешним. Хомут сам не раскрутится, не ослабнет. Особенно если хомутов две штуки.
Даже если какие-то трещины возникнут и позволят воде просочиться под внешним слоем и хомутом, - объем и напор воды совершенно иной. Могут быть капли, в худшем случае вода будет потихоньку сочиться и со временем появится пятно на полу или коробе, или у соседей в квартире внизу по трубам потекут капельки. Но это, ни в какое сравнение не идет со свободной и постепенно усиливающейся струей.
По-сути, хомут тут играет роль фитинга. Есть такой способ монтажа метапола, когда материал не паяется, а стягивается специальными фитингами с обжимом гильзой. Пример соединений без пайки на фитингах, видна схожесть с хомутами:
Соответственно, если труба еще не расслоилась, хомут обеспечит крепость соединения слоев и не даст воде пройти и растворить клей между ними. Труба останется целой и будет нормально работать. Если расслоение уже идет, хомут сожмет слои и прекратит расслоение и продвижение воды.
При этом разрыв внутреннего слоя и алюминия изнутри – невозможен. Таких случаев не было, и быть не может ввиду прочности внутренних слоев трубы. Задача только в прижатии внешнего тонкого слоя.
Поэтому предлагаем проделать такую работу: установить хомуты на все соединения (снизу и сверху муфт и тройников на каждом стояке) труб ГВС и отопления. Для одной квартиры это недорого, и если отверткой пользоваться умеете, купите хомуты в строительном магазине и накрутите. Если не умеете, купите хомуты и позовите родственника или слесаря нашего.
Если ставить по одному хомуту, то для двухкомнатной квартиры с 4-мя двухтрубными стояками отопления, где на каждой трубе минимум одна муфта (2 хомута) и один тройник (3 хомута), то 10 хомутов на стояк, на 4 стояка будет 40 хомутов. Это порядка 680 рублей. Если ставить по два хомута с каждой стороны, то в два раза больше. ГВС еще 10 штук. Всего 50 хомутов. Если хомут по 17 рублей, то 850 рублей.
+ Можно ставить по хомуту у потолка и у пола (чтоб от соседей расслоение не пришло и к соседям не ушло), то еще плюс 16 хомутов, но это уже не обязательно.
Затраты 850 рублей, при двойных хомутах - 1700. Но оно того стоит в нашей ситуации.
На весь дом уйдет примерно 850 * 770 = 654,5 тыс. рублей.
770 помещений * 50 хомутов = 38,5 тысяч хомутов 0_o
К сожалению, покупать нам самим столько хомутов проблематично и дорого. К тому же, очень много по подвалу еще труб предстоит захомутать. Мы покупаем и держим небольшой запас для устранения аварий.
P.S. Если у вас стояки закрыты коробами – то это, конечно, тоже проблема. Тут необходимо понимать, что с точки зрения законодательства стояки – это общее имущество и собственник обязан обеспечить доступ к стоякам при необходимости. Иначе их обслуживание невозможно и чья тут ответственность за состояние стояка – это хороший вопрос. Если стояк даже осмотреть невозможно.
Мудрый вариант – делать короба разборными по всей высоте.
Если у вас глухие короба – задумайтесь о всем вышесказанном.
Иных вариантов предупредить аварии нет, а отказываться от простых и практичных решений – глупо.
Решение: захомутить все соединения полипропиленовых труб по дому во всех помещениях.
Полезные ссылки по проблематике:
Преимущества полипропиленовых труб армированных алюминиевой фольгой
Сварка многослойных металлополимерных труб на основе PPR полипропилена и PE-RT полиэтилена
Особенности полипропиленовых (PPR) труб, армированных алюминием
ВНИМАНИЕ! СВАРКА МНОГОСЛОЙНЫХ ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ
О полипропилене , то о чем многие не знают а другие не хотят знать
ГОСТ Р 53630 - 2009 ТРУБЫ НАПОРНЫЕ МНОГОСЛОЙНЫЕ ДЛЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОТОПЛЕНИЯ
Вот выдержки из статей по ссылкам, дающие еще больше понимания, с чем мы столкнулись:
Ровно полвека, до создания концерном Dow Chemical PE - RT полиэтилена*, и изобретением в 2008 году компанией «Дипайп» пластиковых PE - RT фитингов для соединения металлопластиковых труб PERT - Al - PERT методами диффузионной и электрофузионной сварки, полипропиленовые трубы были единственной термостойкой трубопроводной системой свариваемых с помощью дешевых полимерных фитингов.
Однако, сейчас на итальянском рынке, да во всей Европе, вы все реже можете встретить полипропиленовую трубу – европейские производители сплавляют ее на российский, казахстанский, украинский, и возможно, монгольский рынки.
Объемы применения полипропиленовых труб в европейском строительстве стремительно падают, за счет вытеснения их металлопластиковыми трубами на основе полиэтиленов.
Уже ни для кого не секрет, что сваривать многослойные полипропиленовые трубы с помощью традиционных фитингов необходимо с особой тщательностью. Оголенные торцы многослойной полипропиленовой трубы PPR-AL-PPR подвергаются воздействию напора горячей воды и в результате образующиеся кавитационные процессы «разъедают» алюминиевый слой, труба расслаивается, и разрушается само соединение. Достоинства полипропиленовых труб армированных алюминием хорошо известны: это абсолютная кислородо-не-проницаемость позволяющая применять их в системах радиаторного отопления, и низкий коэффициент температурного расширения, снижающий затраты на прокладку трубопроводов. На первых порах казалось, что и сваривать их можно с помощью обычных полипропиленовых фитингов, тех самых, которыми сваривают однослойные трубы. Но на практике это оказалось не совсем так – трубы в местах соединений расслаиваются.