Последние документы
Отчет по управлению МКД за 2023 год
Отчет по управлению МКД за 2022 год
Отчет по управлению МКД за 2021 год
Отчет по управлению МКД за 2020 год
ВАЖНО!!! Аварии труб и что нужно сделать
Внимание: Внизу статьи добавлены ссылки, дающие много полезной технической информации по проблеме!
Возвращаемся к нашей проблеме.
Необходимо провести профилактический ремонт полипропиленовых труб на отоплении и горячем водоснабжении во всех квартирах!
Подробно о проблеме и что нужно сделать:
В результате грубого нарушения подрядчиками технологии пайки полипропиленовых труб с внутренним армирующим слоем из алюминия при монтаже системы водопровода ГВС и отопления, третий год продолжаются аварии.
У нас в доме примерно около 250 стояков отопления и 125 горячего водоснабжения, общей протяженностью около 30,5 километров. Большая часть из полипропилена, объем приличный и без демонтажа труб определить дефективные участки сложно. Те у кого отопление в варианте со стальными трубами, не забывайте про трубы ГВС, которые во всем доме полипропиленовые.
Суть некачественного монтажа (не запаян алюминиевый слой) и возникающей в результате аварии изображена на рисунке.
Теплоноситель (желтым цветом) с высокой температурой и давлением, проходя по трубе, ударяется в ее многослойной торец. Т.к. в результате пайки труб с муфтами и тройниками монтажники, не владея технологией, ее нарушили, алюминиевый слой (синим цветом) остался незапаянным внутрь полипропилена, и находится в контакте с горячей жидкостью. Жидкость под высоким давлением непрерывно, месяцами и годами напролет, бьет прямо в торец трубы, постепенно размывая клей между слоями, проникает между ними. Наружный слой полипропилена – тонкий, выполняет в основном функцию защиты алюминия от коррозии. Внутренний слой толстый, обеспечивает непосредственно работу с жидкостью. А алюминий выполняет армирующую функцию, не давая при нагреве трубе слишком сильно увеличиваться в длине и изгибаться. Потому что сильный изгиб грозит нарушить места спайки элементов труб.
В результате этого процесса вода, рано или поздно, проникает между наружным тонким слоем полипропилена и слоем алюминиевой фольги, и начинает двигаться вдоль трубы, искать слабое место, формируя что то наподобие волдыря, вздутия. Найти это слабое место для нее – вопрос только времени. Затем внешний тонкий слой трескается/лопается и вода устремляется в квартиру.
Вначале аварии это выглядит так (видео по ссылке):
Если жилец оказался дома, то есть хороший шанс застать начало аварии и позвонить в диспетчерскую, вызвать слесаря. Вода выходит с некоторым шипением и услышать ее несложно. Слесарь отключит стояк и починит трубу. Если дома никого нет, то начинается затопление квартиры. Чем дольше горячая вода проходит через трещину, тем сильнее вскипают края трещины и отверстие увеличивается. В дальнейшем объем выходящей воды будет увеличиваться, масштабы аварии и ущерба расти.
Идеальным решением проблемы является замена полностью всей системы трубопровода ГВС и отопления в доме. Что, само собой, дорого и трудно. По сути – это уже капремонт.
Но есть способ относительно дешевый и достаточно эффективный. Не только устранить аварию, но и попытаться ее вообще предотвратить. Мы сейчас этот способ достаточно широко практикуем, и пока считаем, что есть вероятность продлить срок службы даже аварийных участков на годы, а может быть и дотянем до нормативных сроков службы.
Пока нет результатов длительного наблюдения, поэтому все это теория, основанная на практике применения 2-3 месяцев. Но везде где применен данный способ у нас, ситуация выглядит стабильно.
Конечно, аварийные участки нужно заменять, но наша задача сейчас не дать аварии произойти.
Поэтому берем обычные хомуты под диаметр трубы:
Для труб 20 мм берем хомут 16-27, для 25 мм – 20-32 и т.д. Главное брать хорошие качественные хомуты. Цена им в районе 17-20 рублей.
Далее делаем с трубами вот такое:
С каждой стороны от муфт и тройников на небольшом расстоянии (~5-10 мм) затягиваем хомут туго до предела, но без сверх усилий (чтоб хомут сильно не впивался в полипропилен). Некоторый отступ нужен от муфты, чтобы при температурном расширении самой муфты ее место спайки с трубой не было сжато хомутом. Так же рекомендуется накручивать хомуты на уже нагретые (расширенные) трубы, но не на холодные.
Можно даже два хомута подряд поставить винтами в разные стороны вот так:
Тогда обхват трубы будет еще надежней.
Таким образом, схематично с трубой происходит вот такое:
Внешний слой сильно прижат к алюминиевому слою и они вместе к внутреннему полипропиленовому толстому слою. Со стороны муфты расслоение возможно, но дойдя по очень тонкой щели до хомута – дальше воде пройти шансов нет. Вода не сможет разорвать хомут и увеличить пространство. Изнутри давление давит наружу, в свою очередь, прижимая внутренний слой к внешним. Хомут сам не раскрутится, не ослабнет. Особенно если хомутов две штуки.
Даже если какие-то трещины возникнут и позволят воде просочиться под внешним слоем и хомутом, - объем и напор воды совершенно иной. Могут быть капли, в худшем случае вода будет потихоньку сочиться и со временем появится пятно на полу или коробе, или у соседей в квартире внизу по трубам потекут капельки. Но это, ни в какое сравнение не идет со свободной и постепенно усиливающейся струей.
По-сути, хомут тут играет роль фитинга. Есть такой способ монтажа метапола, когда материал не паяется, а стягивается специальными фитингами с обжимом гильзой. Пример соединений без пайки на фитингах, видна схожесть с хомутами:
Соответственно, если труба еще не расслоилась, хомут обеспечит крепость соединения слоев и не даст воде пройти и растворить клей между ними. Труба останется целой и будет нормально работать. Если расслоение уже идет, хомут сожмет слои и прекратит расслоение и продвижение воды.
При этом разрыв внутреннего слоя и алюминия изнутри – невозможен. Таких случаев не было, и быть не может ввиду прочности внутренних слоев трубы. Задача только в прижатии внешнего тонкого слоя.
Поэтому предлагаем проделать такую работу: установить хомуты на все соединения (снизу и сверху муфт и тройников на каждом стояке) труб ГВС и отопления. Для одной квартиры это недорого, и если отверткой пользоваться умеете, купите хомуты в строительном магазине и накрутите. Если не умеете, купите хомуты и позовите родственника или слесаря нашего.
Если ставить по одному хомуту, то для двухкомнатной квартиры с 4-мя двухтрубными стояками отопления, где на каждой трубе минимум одна муфта (2 хомута) и один тройник (3 хомута), то 10 хомутов на стояк, на 4 стояка будет 40 хомутов. Это порядка 680 рублей. Если ставить по два хомута с каждой стороны, то в два раза больше. ГВС еще 10 штук. Всего 50 хомутов. Если хомут по 17 рублей, то 850 рублей.
+ Можно ставить по хомуту у потолка и у пола (чтоб от соседей расслоение не пришло и к соседям не ушло), то еще плюс 16 хомутов, но это уже не обязательно.
Затраты 850 рублей, при двойных хомутах - 1700. Но оно того стоит в нашей ситуации.
На весь дом уйдет примерно 850 * 770 = 654,5 тыс. рублей.
770 помещений * 50 хомутов = 38,5 тысяч хомутов 0_o
К сожалению, покупать нам самим столько хомутов проблематично и дорого. К тому же, очень много по подвалу еще труб предстоит захомутать. Мы покупаем и держим небольшой запас для устранения аварий.
P.S. Если у вас стояки закрыты коробами – то это, конечно, тоже проблема. Тут необходимо понимать, что с точки зрения законодательства стояки – это общее имущество и собственник обязан обеспечить доступ к стоякам при необходимости. Иначе их обслуживание невозможно и чья тут ответственность за состояние стояка – это хороший вопрос. Если стояк даже осмотреть невозможно.
Мудрый вариант – делать короба разборными по всей высоте.
Если у вас глухие короба – задумайтесь о всем вышесказанном.
Иных вариантов предупредить аварии нет, а отказываться от простых и практичных решений – глупо.
Решение: захомутить все соединения полипропиленовых труб по дому во всех помещениях.
Полезные ссылки по проблематике:
Преимущества полипропиленовых труб армированных алюминиевой фольгой
Сварка многослойных металлополимерных труб на основе PPR полипропилена и PE-RT полиэтилена
Особенности полипропиленовых (PPR) труб, армированных алюминием
ВНИМАНИЕ! СВАРКА МНОГОСЛОЙНЫХ ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ
О полипропилене , то о чем многие не знают а другие не хотят знать
ГОСТ Р 53630 - 2009 ТРУБЫ НАПОРНЫЕ МНОГОСЛОЙНЫЕ ДЛЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОТОПЛЕНИЯ
Вот выдержки из статей по ссылкам, дающие еще больше понимания, с чем мы столкнулись:
Ровно полвека, до создания концерном Dow Chemical PE - RT полиэтилена*, и изобретением в 2008 году компанией «Дипайп» пластиковых PE - RT фитингов для соединения металлопластиковых труб PERT - Al - PERT методами диффузионной и электрофузионной сварки, полипропиленовые трубы были единственной термостойкой трубопроводной системой свариваемых с помощью дешевых полимерных фитингов.
Однако, сейчас на итальянском рынке, да во всей Европе, вы все реже можете встретить полипропиленовую трубу – европейские производители сплавляют ее на российский, казахстанский, украинский, и возможно, монгольский рынки.
Объемы применения полипропиленовых труб в европейском строительстве стремительно падают, за счет вытеснения их металлопластиковыми трубами на основе полиэтиленов.
Уже ни для кого не секрет, что сваривать многослойные полипропиленовые трубы с помощью традиционных фитингов необходимо с особой тщательностью. Оголенные торцы многослойной полипропиленовой трубы PPR-AL-PPR подвергаются воздействию напора горячей воды и в результате образующиеся кавитационные процессы «разъедают» алюминиевый слой, труба расслаивается, и разрушается само соединение. Достоинства полипропиленовых труб армированных алюминием хорошо известны: это абсолютная кислородо-не-проницаемость позволяющая применять их в системах радиаторного отопления, и низкий коэффициент температурного расширения, снижающий затраты на прокладку трубопроводов. На первых порах казалось, что и сваривать их можно с помощью обычных полипропиленовых фитингов, тех самых, которыми сваривают однослойные трубы. Но на практике это оказалось не совсем так – трубы в местах соединений расслаиваются.